УРОК НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ ТОРЫ: УЧИТЕЛЬ ИЛИ ДИКТАТОР

В главе Торы «Мишпатим» содержится указание: «Поставь над собой царя».

По поводу этой заповеди существует известный вопрос. Когда евреи потребовали от пророка Шмуэля: «Пусть царь будет над нами», Всевышний расценил это так: «Мною вы пренебрегли». Почему? Ведь Он сам заповедовал в Торе: «Поставь над собой царя»?! Кроме того – если это пренебрежение Б-гом, почему же в конце концов Шмуэль выполнил пожелание евреев, и помазал Шауля на царство?

Любавичский Ребе отвечает на эти вопросы, приводя тезис из учения хасидизма о том, что в идее монархии заложено два разных неравноценных уровня:

1. Монарх своей властью гарантирует справедливое устройство государства. «Если бы не страх перед царством, люди друг друга живьем бы съели». Хоть разум и без того подсказывает человеку, что ему стоит вести себя благопристойно, но этого недостаточно, ибо «глаз видит и сердце алчет». И только страх перед царством сдерживает людей от потакания всем своим страстям.

2. Разум возобладал и общество отнюдь не из-за страха перед властями ведет себя достойно. Но просвещенный монарх являет собой пример высшего благородства, становится нравственным ориентиром.

Этим и объясняется двойственное отношение Писания к монархии. Тора велит «поставить над собой царя», учителя и главу поколения, который будет служить маяком благочестия обществу. Если же люди желают монархии, мечтая о «сильной руке», то получается «Мною пренебрегли» – подменили страх перед Небесами страхом перед жандармами. Такому обществу действительно нужен диктатор, потому что без него оно превратится в джунгли.

Источник: http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/2684387


Вам может понравиться

Комментарии: